"Россия уступает Западу и Украине", - Портников о газовых переговорах в Брюсселе
Опубликованно 17.11.2019 05:10
По мнению Виталия Портникова, неожиданные уступки со стороны российской делегации на газовых переговорах в Брюсселе на самом деле были вполне закономерны и ожидаемы. Ни одна из строящихся обходных газотранспортных систем не может полноценно заменить украинскую ГТС. Не говоря уже о том, что такие обходные транзитные системы – это очень дорогое удовольствие.
Весь смысл строительства различных "северных потоков", "северных потоков – 2", "южных потоков" и т. д. был в том, чтобы лишить украинскую ГТС "голубого топлива". Причем это стремление вовсе не экономическое, а чисто политическое. Зачем это нужно? В таком случае украинский бюджет потерял бы колоссальное количество доходов, не смог бы платить по счетам в международные финансовые организации и Москве стало бы намного легче диктовать свои условияКиеву. Причем абсолютно любые, об этом написал в социальной сети Фейсбук известный журналист и политологВиталий Портников, который сослался на свою статью в издании "Радио Свобода", передаетДиалог.UA.
Однако газовые переговоры в Брюсселе показали, что планПутина по газовому "нагибанию"Украины полностью провалился. "Северный поток – 2" все еще не построен, а какая-либо другая транзитная система и близко не сможет заменить украинскую ГТС, с ее уникальными возможностями. Как следствие - Кремль вынужден действовать по европейским законам.
Далее приводим оригинальный текст Виталия Портникова:
"То, что на газовых переговорах в Брюсселе российская делегация неожиданно уступила требованиям европейских и украинских чиновников и согласилась работать по европейскому законодательству, многие из моих западных коллег характеризирует как настоящую сенсацию. Однако это - ожидаемая сенсация.
Весь смысл строительства газопроводов, которые должны были стать альтернативой украинской ГТС - и «Северного потока», и «Северного потока-2», и «Турецкого потока», и «Южного потока» состоял в необходимости «обойти» Украину и добиться прекращения транзита газа через ее территорию. Причем чаще всего это была не экономическая, а политическая необходимость. Потому что проекты альтернативных газопроводов - это дорогое удовольствие. А самое главное - они лишены дополнительных возможностей транспортировать газ в критической ситуации. А в украинской ГТС, с ее уникальными подземными хранилищами, такие возможности есть. И если следовать элементарной логике, «Газпром» должен держаться за эту систему обеими руками. Но вместо этого в Москве делали и продолжают делать все возможное, чтобы оставить украинскую ГТС без газа. Почему?
А потому, что в этом случае украинский бюджет потеряет доходы, которые так необходимы правительству страны в период выплат по долгам международным финансовым организациям. И Москве будет гораздо проще диктовать Киеву условия - любые условия. Не случайно в Москве план строительства новых газопроводов любят называть «планом Путина». И действительно, российский президент лично лоббирует строительство каждого альтернативного маршрута - до поездок в страны, которые должны стать частью новой системы и переговоров с их лидерами именно об энергетике.
«Газпром» не справился с «планом Путина»
Но есть намерения, а есть возможности. Сейчас можно точно сказать, что «Газпром» не справился с «планом Путина». Потому что важной частью этого плана было его выполнения до 1 января 2020 года - то есть до окончания русско-украинского соглашения по транзиту. Однако «Северный поток-2» все еще не построен - и позиция Дании значительно усложняет завершения его строительства. К тому же серьезным ударом по позициям российского газового монополиста стало уменьшение объемов прокачки газа по газопроводу OPAL. После этого окончательно стало ясно, что без украинского транзита не обойтись. Что с Киевом придется договариваться. А если договариваться с Киевом - придется жить по европейским правилам.
Все предыдущие отказы представителей российского Министерства энергетики и «Газпрома» от переговоров, все их требования и образы были банальным блефом, рассчитанным на то, что нервы соперников не выдержат. Поэтому особых возможностей для маневра у Москвы нет. Так, транзит можно прекратить. Но только по своей вине. И нести все расходы за срыв контрактов будет «Газпром».
То, что произошло в Брюсселе, еще раз напоминает о простой истине: не нужно бояться российского блефа. Когда европейцы и украинцы действуют совместно, когда они придерживаются четких прозрачных принципов, России в буквальном смысле слова некуда деваться.
Похоже, что Кремль может выигрывать только в темноте".
Напомним, чтогазовые переговоры прошли успешно для Украины. Так, представители Российской Федерации сообщили о своей готовности к подписанию договора о транзите согласно европейским стандартам. Однако Украина должна будет осуществить все необходимые для этого подготовительные меры не позднее 1 января 2020 года.
Категория: Финансы