Нужен ли Украине дефолт, и какие альтернативы предложению Коломойского - мнение экономиста Dragon Capital
Опубликованно 30.05.2019 10:50
Дефолт для Украины может обернуться различными сценариями, но есть альтернативные подходы к данному вопросу.
Об этом в Facebook сообщила главный экономист компании Dragon CapitalЕлена Белан, передает "Диалог.UA".
Ранее сообщалось, что Коломойский агитирует страну "кинуть" МВФ и дойтидо дефолта.
Из очевидных плюсов дефолта: экономия средств. Из очевидных минусов: потеря доверия к стране. И не только в глазах кредиторов, но и в глазах стратегических инвесторов, а часто и в глазах собственного бизнеса. А это влечет за собой риск оттока капитала, девальвацию валюты, отсутствие инвестиций.
Когда обоснован дефолт? Когда доверие уже и так утеряно. Когда инвесторы и так не вкладывают средства, бизнес сворачивается, а кредиторы не готовы снова давать в долг ни под какие проценты. Такое бывает в случае глубоких экономических кризисов, вызванных вооруженным конфликтом, длительными внутриполитическими проблемами, внешниvb шоков. И даже в таких сложных ситуациях, правительства пострадавших стран, как правило, обращаются за помощью к международным организациям, в первую очередь МВФ, и проводят реструктуризацию части долгов по согласованному с ними сценарию. Потому что так можно быстрее восстановить доверие.
Страны, которые огласили дефолт перед МВФ, можно перечислить по пальцам. И их нельзя назвать успешными, не то, что экономическими тиграми. В основном это малоразвитые экономики, такие как Зимбабве, Сомали и Судан, которые до сих пор не платят Фонду.
Греция идет отдельной строкой. Она стала первой развитой страной, которая допустила дефолт перед МВФ. Но тут надо понимать контекст, в котором это произошло. К началу 2015 года госдолг Греции достиг 180% ВВП, предыдущие программы поддержки от ЕС, ЕЦБ и МВФ выполнялись частично, экономика падала 6 лет подряд, безработица достигла 27%. На фоне недовольства населения на досрочных выборах в начале 2015 года к власти пришло популистическое правительство, которое полгода пыталось передоговориться с МВФ, ЕЦБ и ЕС об условиях финансовой поддержки. В конечном итоге, Греция оказалась на грани безконтрольного выхода из зоны евро, жесткого банковского и финансового кризиса. Банки были закрыты в течении двух недель, в банкоматах можно было снять всего 60 евро. Через две недели после дефолта перед МВФ, условия кредиторов были приняты и поддержаны парламентом Греции, страна снова начала получать финансирование и возобновила выплаты Фонду. Но восстановить доверие не так-то просто. Греция по-прежнему имеет самый низкий кредитный рейтинг в еврозоне, и заимствует на кредитных рынках дороже, чем другие члены ЕС. Страна вышла на темпы экономического роста 1-2% ВВП, лучше, чем до дефолта, но похвастаться особо нечем.
А что в Украине? Экономика растет четвертый год подряд, внешняя ситуация в целом благоприятная, конфликт на Востоке критического негативного влияния на экономику не оказывает, показатель госдолг-к-ВВП за два года снизился на четверть и уже приблизился к порогу безопасности в 60%.
Ожидаемо растут выплаты по внешнему долгу. В этом году внешним кредиторам из бюджета нужно заплатить 4,4 млрд дол. Половину мы уже выплатили, осталось около 2,0 млрд. В следующем году выплаты достигнут пиковых - 5,2 млрд, потом вернутся на уровень 4,3 млрд и продолжат снижаться.
Итого - 11 млрд внешних віплат в ближайшие 2,5 года, из них примерно половина частным кредиторам, остальное – международным партнерам, таким как МВФ, США и ЕС.
Доступ к внешнем финансированию есть - надо только ускорить реформы, а не откатывать их назад, и продолжить сотрудничать с МВФ. «Под зонтиком» МВФ вполне реально привлечь у внешних кредиторов гораздо больше, чем 11 млрд, необходимые для внешних выплат, и спокойно профинансировать дефицит бюджета, сохранив при этом макроэкономическую стабильность - основу для внутренних и внешних инвестиций и экономического роста.
Альтернативный сценарий – объявить дефолт и сэкономить 11 млрд дол в ближайшие 2,5 года. Но потерять поддержку международных партнеров, в том числе, и геополитическую. В таком случае, для Украины закроются многие кредитные линии, включая, торговое финансирование для частных компаний. Финансировать дефицит бюджета (а это приблизительно 3 млрд дол в год) будет нечем. Придётся сократить бюджетные выплаты, в первую очередь – инвестиционные, но не исключено, что и зарплаты/пенсии – и/или повысить налоги. Из дополнительных рисков – девальвация валюты, отток депозитов из банковской системы, и как результат, опять ограничения на валютном рынке и высокие процентные ставки. Сложно представить себе инвестора, который рискнет вкладывать средства в такую экономику.
По-моему, выбор очевиден.
Еще есть промежуточный сценарий: платить, но не всем, а только международным организациям, реструктуризировав выплаты частным кредиторам. Это тоже будет расценено как дефолт. Для того, чтобы сказать обоснован ли такой шаг, эксперты МВФ проводят детальный анализ устойчивости гос. долга и строят разные сценарии на следующие 5 лет. Результаты такого анализа для Украины, проведенного в январе 2019 года показали, что траектория госдолга является устойчивой, хотя риски остаются высокими, в частности из-за большой доли валютных обязательств. То есть сейчас необходимости для реструктуризации долга нет. Если ситуация изменится, анализ нужно будет повторить.
Напомним, чем может обернуться для Украины идея олигарха Игоря Коломойского объявитьв стране дефолт.
Лидер партии "Слуга народа" Дмитрий Разумков негативно относится к предложению Коломойского касательно того, чтобы объявитьдефолт Украины.
Категория: Финансы