Архитектор Рубен Аракелян — хорошая агрессия, деньги и будущее МДМ


Опубликованно 06.01.2019 13:20

Архитектор Рубен Аракелян — хорошая агрессия, деньги и будущее МДМ

Архитектурное бюро стены основан в 2014 году Рубен Аракелян и Навасардян Айк, является одним из главных ньюсмейкеров "новой волны" в современной московской архитектуры. Менее чем за пять лет организация разработала около ста проектов, включая концепцию реконструкции площади Павелецкого вокзала жилые комплексы "Zilart" на территории бывшего завода " ЗИЛ " и "символ" на месте бывшего завода "Серп и молот", и в павильоне Департамента информационных технологий на ВДНХ.

Сейчас архитекторы работают над проектом реконструкции Московского Дворца молодежи (МДМ) на Комсомольском проспекте. В интервью "РБК-Недвижимости" Рубен Аракелян рассказал о будущем знаменитый памятник модернизма, отношений с клиентами, профессиональных жертв, и о главной мечте всех архитекторов.

— Из вашего рассказа напоминает фильм то ли про американскую мечту, и про кризис среднего возраста: как раз перед обвалом рубля в 2014 году вы уволились из самых успешных российских бюро "Меганом", где все было просто замечательно. Буквально ниоткуда, когда экономика, наконец, начала сыпаться, решил создать свой бизнес, который за пять лет переросло в успешный бизнес. Что это было?

— Да, только за счет аккумулированных ресурсов. С одной стороны, ресурсы с другими амбициями. Я хотел чего-то своего — в конце концов, мне было уже 27 лет, я почувствовал, что готов сделать больше. А поскольку все великое бывает во время потрясений и кризисов, возникла идея открыть собственный офис. На мой взгляд, люди рождаются, чтобы что-то изменить, а не просто жить. Мой друг и партнер Навасардян Айк появился, как мы определяем хороший агрессии — желание доказать себе и всем остальным, что молодые люди из креативной индустрии может что-то сделать в нашей стране. Что можно не бояться предлагать смелые идеи и быть услышанным.

— И вы решили, что единственный способ быть услышанным — бесконечно участвуют в конкурсах.

— Да, мы думали, что это был самый простой и самый эффективный способ заявить о себе. Все началось в 2014 году с участия в открытом конкурсе на разработку дизайна станций метро "Солнцево" — мы вошли в десятку финалистов. Для Бюро, который составляет шесть месяцев, это невероятный успех, потому что там было 12 тысяч участников, все профессиональные офисе с опытом работы.

Навасардян Айк (слева) и Рубен Аракелян в мастерской стены (Фото: Олег Лозовой/РБК)

— Просто повезло, или статус, хоть и бывший, но главный архитектор "Меган" помог?

— Я думаю, что обе. Кроме того, это совпало с моментом, когда новая команда архитектурного комитета под руководством Сергея Кузнецова и город повернулся лицом к молодым архитекторам. До этого, как вы помните, это был междусобойчик из старой плеяды архитекторов, которые не просто получить новых игроков. Всего в 2014 году было довольно много сайтов, где можно было представить себя, и мы этим воспользовались: участвовали во всех конкурсах, выставках, презентациях, ничего не упустить и ни от чего не отказываюсь.

В 2016 году стали кураторами Московской международной биеннале архитектуры, биеннале позже в этом выиграл. Так что мы слышали о первых клиентов, и затем присоединился к из уст в уста, и к нам стали обращаться различные компании развития. Теперь у нас есть десяток коммерческих предложений в неделю, в том числе такие компании, как пик, Веспер, Группа ПСН, "Донстрой", в гостинице stonehedge, нм-10, и многих других. Спрос на новые имена, чтобы объяснить: архитектурный рынок в России долгое время была довольно узкой, рутинная, однообразная, везде оказался один и тот же офис.

— Так что все как было, так и есть. Взгляните на пять крупнейших бюро, там из года в год одни и те же имена.

— В общем, да, но вы можете также войти в этот рейтинг что-то изменить в расстановке сил. Не сразу, а постепенно.

— Есть причина, почему я спросил о "Меган": невозможно поверить, что это ваш опыт и контакты, полученные там, не поможет наладить бизнес, найти клиентов, просто чтобы остаться на плаву.

Все это произошло, конечно. Но Айк и монетизируется только интеллектуальный опыт, навыки, умение общаться с клиентами, которые блестяще владеет Юрий Григорян. Кроме того, мы приняли развитие культуры, но эта практика не только "Меган", и любой хороший офис в мире. Ни клиенты, ни сотрудники "Меган" не ушел. Каждый из нас скинулись по миллиону рублей, которые были необходимы для аренды и расходов домохозяйств, и делать конкурентоспособные проекты. Выглядит сумасшедшим, может быть, но Заха Хадид десять лет ничего не строили, а только бесконечно участвовали в конкурсах. Мы, конечно, не мог позволить себе сделать это десять лет, потому что надо было зарабатывать на жизнь.

Фото: Олег Лозовой/РБК

— Профессионально сумел освободиться от влияния "Меган"?

Я взял все системы присяжных вещи и переосмыслить их. Нет прямой способ цитирования, эстетики, форм управления поддержки стены. Я полностью переосмыслил заново. Например, мы выбрали принципиально другую структуру компании. У нас есть два партнера, и только сейчас мы вошли в небольшую иерархию, а до этого стена была просто открытая платформа, где пришли какие-то люди со своими идеями. Каждый имел равное соотношение авторства, все получили бонус с договором. В конце концов, мы сделали за пять лет около 100 проектов.

Если мы говорим о каком-то внутреннего освобождения, это произошло, в том числе из-за того, что я многому научился. Развивая свой бизнес вы развиваете бесконечные горизонты. Например, я сам все финансовые дела и даже дважды защищался в Арбитражном суде, когда он подал иски против недобросовестных клиентов.

— И удалось одержать победу?

Да. В одном случае, компания-застройщик подписал акт приема работ, но вскоре изменил направление, который не прошел приемку. Новые руководители решили, что мы просто не закончили работу и забрал наши деньги через суд. Мы подали апелляцию и выиграли.

— Теперь выберите внимательны клиентам?

— Во многом да. Мы по-прежнему 90% Частный заказ и только 10% населения.

— Что помогло вам добиться успеха против других коллег.

— Общественные проекты, внесенные в статус, например, в случае с парком "Зарядье", для которых мы разработали дизайн торговых павильонов. Наше агентство победило в закрытом конкурсе, и мы получили этот заказ. Десять павильонов были произведены на заводе компании "Крост" и вскоре будет установлен в парке. Мы предложили сделать их в виде бетонных камней, которые имитируют валуны и являются частью природного ландшафта. Тема экологии сейчас везде выходит на первый план, поэтому мы приняли участие в конкурсе на благоустройство Боровицкой площади, хотя я и не выиграл его. Для нас это жест доброй воли, мы просто помогали городу.

— Почему? Вам действительно понравился памятник или просто нашел способ выразить себя?

— Памятник мы не трогали — это. Мы даже фотографии не устанавливаются в любом месте, мы были просто заинтересованы в землю вокруг него. Мы попросили работе с территорией, где он установлен. В то время было несколько предложений по благоустройству территорий, прилегающих к Кремлю, но это было просто непристойно. Города обратился к молодым архитекторам разработать предложения по совершенствованию этих областях.

Фото: Олег Лозовой/РБК

— Вы говорите, что сначала брались за все проекты без исключения. Но теперь, может теперь стать селективный?

Для нас каждый проект-это прежде всего клиент. Соглашаясь на ту или иную работу, мы выбираем человека, который предлагает его нам. А заказчик, в свою очередь, идет к архитектору, которого он знает, чьи взгляды разделяешь.

— Я имею в виду, есть ли истории, которые ты никогда не заходишь?

— Да, конечно. Если мы планируем дизайн или расположение детского сада или усадьбы — отказать, потому что с этической точки зрения это неприемлемо для нас. Я преподавал два года в марте в школе, где все обучение строится на гуманитарной составляющей профессии. И эти принципы не меняются. Если клиент не разделяет их, мы расстались.

— Часто приходится выезжать?

— Это происходит. Например, в Черноголовке, где мы создавали школу, инвестор должен был уйти. Мы сделали очень интересную структуру и планировку дома в форме звезды, и заказчику понравилось. Затем он хотел иметь классические фасады с арочными ордер, балконы, лепнина, пилястры. Мы, конечно, отказались. Потому что люди проводят в этом здании на протяжении 11 лет. Если в 2030 году, люди выходят из школы, которая украшает перила балкона, он не понимает мир, в котором он живет. Никто не идет в тренеры, да? Так почему архитектура должна быть архаичным? Мы пытались найти общий язык с заказчиком, составила около 30 вариантов фасадов, но в конце концов расстались. Для нас, договор и деньги-это не главная. Я не заложник того, что мне нужна зарплата и арендные платежи.

— А что не надо?

Нужно, но я готов пожертвовать. Лучше сократить часть офиса или отрезать часть арендуемого помещения в субаренду. Но никогда не делать ничего вы не хотите.

— Это работает?

Всегда. Каждый проект-это отстаивание наших принципов, и мы почти всегда по колено в крови. Например, когда мы проектировали в павильоне Департамента информационных технологий Москвы, "Умный город" на ВДНХ, чиновники из департамента назвал здание "мавзолея" и настаивал на том, что мэр не нравится. Когда мэр Москвы Сергей Собянин приехал на открытие, он вообще одобрил внешний вид. Фасады павильонов облицованы бетонными плитами, они нанесен узор, повторяющий материнской платы. Ручной работы, есть 26 уникальных пластин, которые в этот проект важен. Ради их установки, мы отказались от какой-либо оплаты, потому что клиент хотел сделать металлические панели с рисунком и даже украсить их серебряной краской, чтобы сделать "покрасивше".

Мы предложили не брать плату за работу, при условии, что будет использоваться в нашей тарелке. К счастью, заказчик согласился. Я не жалею — лучше отдать деньги, чем идти десять лет, чтобы краснеть. Деньги на городские проекты в Москве выделяются огромные, даже самые богатые разработчики это не стоимость квадратного метра фасада. Москва может позволить себе потратить на фасадах 15-20 тысяч рублей. за 1 кв. м, как разработчики, максимум 9-10 тысяч рублей

Фото: Олег Лозовой/РБК

— Вы сейчас занимается реконструкцией МДМ. Что там будет?

— Да, мы пригласили владельцев МДМ — наша концепция выиграла закрытый конкурс в этом году. В 2018 году здание будет 30 лет, и теперь это несколько хаотично и бессмысленно. МДМ живут за счет случайных сдаче в аренду площадей, и в этом случае у нее нет будущего. Здание имеет огромный потенциал. И мы видим примеры того, как потенциал раскрыть: Третьяковская галерея привлечены для реконструкции ее здания на Крымском Валу Рем Колхас, реконструкция бывшей ГЭС-2 ГЭС в Музее современного искусства посвящена Ренцо Пиано.

Сейчас мы делаем три стадии анализа: изучение истории места, ресурсов, зданий, а также поиском путей оптимизации существующего пространства. Позже приступают к созданию концепции развития, после чего будет окончательный проект, который мы планируем представить город и лично Сергея Собянина в конце ноября.

— Речь идет о масштабной реконструкции здания?

— Нет, мы используем метод точки — в основном работа будет продолжена с городским пространством. В частности, реконструировали площадь перед МДМ, кроме того, я хочу использовать крышу и построить на пустом участке в задней части здания вертикальных культурный центр.

— Есть ли гарантия, что здание останется в целости?

Мы не хотим вторгаться в ткань здания, потому что для меня всегда важнее сохранить, чем создавать что-то новое. И потом, местные жители не позволили бы нам делать какие-то кардинальные изменения — они твердо стоят на защите своего района, за что МДМ-это, конечно, семантического объекта.

— Когда и кому мы помешали протесты жителей?

Я не знаю, как для инвесторов, но лично для меня это важный аргумент, и я стараюсь донести эту мысль до заказчика. Например, владельцы здания было желание установить медиа-фасады и остекление задней колоннады. Мы объясняем, что жители и город никогда не поддержит эти решения и отношение к проекту будет резко отрицательной. Зачем это надо?

— Как это работает?

— Да. И потом, есть официальная желания города, чтобы не менять облик здания со стороны Комсомольского проспекта. Поэтому, я думаю, не будет никаких неприятных сюрпризов.

Портфолио стены: апартаменты на Нижней Масловке (Фото: стена)

С другой стороны, есть хозяйственные постройки, которые, как я понимаю, нужно полностью перезапустить, и сделать это без изменения структуры МДМ, невозможно.

— Да, мы планируем сделать это за счет оптимизации внутреннего пространства. В процессе эксплуатации здание было обросли дополнениями и некоторые дополнительные элементы, мы хотим разобрать весь этот мусор и тем самым увеличить функциональные зоны МДМ.

— На сколько лет рассчитан реконструкции здания?

Концепция будет завершена в этом году, этап проектирования начнется зимой, а закончится в мае следующего года, а затем начнется подготовка к строительным работам. Первый этап реконструкции будет включать в себя строительство музея и благоустройство площади, второй этап — ремонт внутренних помещений, третий этап — работа с крышей. В общей сложности весь процесс перезагрузки здания займет около десяти лет.

— Проект реконструкции площади Павелецкого вокзала — вы вылезли?

— Он в таком же подвешенном состоянии. Четыре года назад мы обратились в город через Ассоциацию инвесторов Москвы с просьбой разработать целостную концепцию развития этого места. Еще в середине 2000-х, ВТБ планировал построить торговый центр, как "Атриум" и "Европейский" — с подземным паркингом и площадью поверхности. В результате кризиса в 2008 году проект был приостановлен, оставив только котлован и фундамент.

В какой-то момент город решил захватить эту территорию, и она была в программе строительства ТПУ в Москве. Мы предложили проект развития этой территории, и ее стиль, утвержденного главным архитектором Москвы, на печатные средства массовой информации. Этот проект мы подъехали, несмотря на то, что мы ни копейки не потратил на пиар. Строительство инфраструктуры ТПУ заявляет инвестор, но в какой-то момент деньги кончились и проект снова был поставлен на паузу. Тогда этот сайт был куплен банком ВТБ, и сейчас она была куплена Сергеем Гордеевым. Последние Арчулета была утверждена Концепция развития, которые мы заложили, создание парка над подземным пространством. Город держит в уме наш проект, но реализовать его будет ГК "ПИК" и о своих планах мы ничего не знаем. В общем, это удивительная и поучительная история.

Портфолио стены: проект реконструкции площади Павелецкого вокзала (Фото: стена)

Ценным в каком смысле?

— Что нет никаких гарантий, когда берешься за такие крупные проекты города.

— Мы говорим о Москве, но есть регионы, в том числе богатых, где места для работы. Вы не в ту сторону не смотрите?

— Косясь, но сейчас там гораздо меньше, чем в Москве. Мы сделали три или четыре технопарка в пригороде по заказу дочерней компании "Ростеха". Было два проекта в Черноголовке. Есть заинтересованность в нашей работе в Казани в этом году у нас есть специальный приз на молодежном Биеннале Архитектуры. Теперь общения с помощником Президента Республики Татарстан Наталией Фишман, пытаясь выяснить, что мы можем сделать в рамках нашей архитектурной практики. Кроме того, я сижу в Белгород Арчулета, но моя новая работа ограничивается бизнеса, реальных проектов пока нет.

— Какое развитие проекта Рублево-Архангельское, который вы разработали в 2015 году?

Мы из этой истории не вышел, но проект приостановлен. Несколько лет назад, нам перезвонили через компанию "Ренова" Виктор Вексельберг, мы разработали мастер-план территории более тысячи гектаров — это включает в себя Архангельск, остров и озеро, которой пять тысяч лет, и другой полуостров. Инвестор нарушил проекта на пять частей: зона восстановления наделил президиум бюро, и работа есть, и другие области еще не принято. Поэтому мы ждем решение заказчика.

Портфель стен: винодельня в Карабахе. Восемь проектов (Фото: стена)

— А иногда, когда наоборот — клиент ждет?

— Практически никогда. У нас был только один счастливый случай. Мы занимаемся проектированием винодельни в Карабахе. Заказчик невероятно эрудированный, образованный человек, десять лет назад я заинтересовалась виноделием, отправился во Францию, общался там с энологом, выкупили и привезли в Армению корней разных сортов винограда — Мерло, Шираз, Совиньон, Шардоне. Местные энологи по этой земле, нашли здесь благодатную почву и винодельни. Заказчик хочет сделать уникальную вещь, которая будет показана на Венецианской биеннале. Он узнал о нас, ему понравилось, как мы работаем с формами, макетами накладной.

Хотя он не жил в армянском стиле, его единственное желание-сэкономить пространство памяти. Мы должны были делать в год не менее десяти вариантов. Из них он выбрал три, сейчас два из трех, и затем определяется окончательный вариант. Этот проект станет одним из инструментов социальной реабилитации села, которое даст новый импульс развитию территории. Поэтому все будет сделано из местных материалов и местными мастерами — посуда, мебель, стекло, доборы для Windows. Сюжет сложный, есть перепад высот около 50 м. чтобы выделить эту область, мы разрушили границы, где присутствуют элементы старых стен, амфитеатр, Пирс — как будто все это было тысячи лет назад. Для работы над таким проектом, не в спешке и не думая о сроках, это мечта каждого архитектора.

Говоря о Венецианской биеннале. Последний проект российского павильона не был лучшим по сравнению с тем, что мы показывали в предыдущие годы. С другой стороны, люди могут спросить, как, пожав плечами. Вы понимаете, что вам нужно показать западному зрителю русской архитектуры выглядел более интересно?

— Я думаю, более глобальная и системная стратегия привлечения глобальных ценностей и перспектив. Теперь нам нужно больше риторики extrovertly профессионального сообщества.

Портфолио стены: проект комплекса вилл "17 рассказов" (Фото: стена)

Архитектурное бюро стены основан в 2014 году Рубен Аракелян и Навасардян Гайк. В компании специализируется на проектировании жилых и общественных зданий, реконструкции объектов, комплексного развития территорий. Среди крупнейших проектов — третья очередь ЖК "Zilart" на территории бывшего завода "ЗИЛ", ЖК "Символ" на месте бывшего завода "Серп и Молот", в павильоне Департамента информационных технологий на ВДНХ.



Категория: Недвижимость