"Угрожал унести в могилу картины импрессионистов"


Опубликованно 18.07.2018 02:40

Известный британский историк искусства, старший эксперт по живописи аукционного дома Sotheby's, Автор знаменитой работы "завтрак у" Сотби Филипа Хука приехал в Россию, чтобы представить свою новую книгу: "Галерея мошенников. Истории искусства и тем, кто его продает". Традиционно известны широкой публике имена художников и названия великих произведений искусства. И только специалисты знают, что часто выдающийся художник не был столь талантлив, торговец картинами, торговец, который объяснил присутствующим идеи учителя, и часто советуют художника, в каком направлении двигаться. О взаимоотношениях художников и арт-дилеров, а также, какая цена самых дорогих произведений искусства и что делать, если арт-объект за $ 12 млн гнилой, от Филипа Хука говорит наблюдатель "" Наталья Кочеткова.

В середине 2000-х годов, художники жаловались, что искусство управляют кураторы, которые "используют художники кисти". Как, с вашей точки зрения, была просто обида и как обстоят дела сейчас?

Это не новая проблема. Давайте вспомним искусство модернизма, искусство первой трети ХХ века. Потом был диссонанс между тем, что артисты почувствовали, что они написали, и то, что арт-дилеры, то есть люди, которые продают искусства — счел необходимым предложить рынку. В этом смысле интересный пример Пикассо. До первой мировой войны Пикассо был кубизма. Кубизм как художественное направление было трудно понять Жанр. Но Пикассо повезло: в то время это был дилер Канвейлера. Он сделал его своей миссии, чтобы объяснить людям кубизма. Благодаря Канвейлер был в состоянии сказать, в мир кубизма, и кубистические работы были проданы на рынке.

Быстрая перемотка вперед шесть или семь лет спустя: после Первой мировой войны, Канвейлер прекратила свою деятельность — он был немец, и ему пришлось покинуть Францию. Пикассо нашел нового дилера Пауля Розенберга. Это совершенно разные категории арт-дилеров. Если Канвейлера отражают взгляды художника на публику, Розенберг, наоборот, пытались повлиять на художника, объясняя запросы населения. В результате Розенберга удалось повлиять на Пикассо, чтобы изменить его художественного стиля. Пикассо превратился в переносном художника.

То есть, Канвейлер объяснил и истолковал взгляды художника на общественное, и Розенберг наоборот — толковать вкус публики к художнику. В последнем случае, Пикассо особенно понравилось то, что Розенберг был в состоянии значительно поднять цены на свою работу — четыре или пять раз.

На самом деле, примеров взаимоотношений между дилером и художником и аудиторией, мы можем наблюдать на протяжении всей истории искусства. Поэтому я считаю, что в XXI веке никаких существенных изменений не произошло. Все это, что случилось.

И дилер Рембрандт пытался влиять на художественный стиль Рембрандта, как мы помним, и если Вы не помните, мы знаем одну из ваших книг.

Точно!

Когда я вас слушаю, у меня ощущение, что искусство-это в корне не жить без института куратора. То есть, если зритель или читатель может быть заинтересован в выступлениях экспертов в области кино, театра, музыки или литературы, а может пропустить их мимо ушей и просто сходить в кино или на концерт, то потенциальный клиент современного искусства обречен на то, чтобы поймать отчетности руководителям, чтобы понять работу художника?

Это действительно так. Сегодня, в современном искусстве есть четыре ключевых фактора, должности, профессии, типа людей, которые имеют важное значение для процесса. Во-первых, это сам художник. Во-вторых, это критика. В-третьих, арт-дилер, галерист, который представляет интересы художника. В-четвертых, роль директора музеев и больших учреждений, потому что они часто получают быстрый доступ к работе художника.

Это комплексный, сложный и не очень мобильный дизайн отображает современное искусство в области что-то интимное, для немногих? Об академической музыке: все знают, все слушали, но мало кто действительно понимает.

Да. Но существенная разница между этими двумя областями является сумма денег, вложенных в академической музыке и в самых дорогих произведений искусства. Деньги подтверждают важность искусства. Если говорить о самых дорогих художников, на самом деле это очень ограниченная группа из 20-25 имен, представленных на Sotheby's и Christie's.

Тогда говорить о деньгах.

(Смеется.)

В книге вы пишете, что цена произведения искусства — ценность трудно определить, и иногда даже эфемерна. На это влияют многие факторы. Было время, когда холст был оценен по размеру и весу. Предположим, когда мы имеем дело со старыми штук, стоимость может повлиять рейтинг автора, количество его сохранившихся работ, и т. д. Когда мы имеем дело с искусством, что происходит прямо сейчас, как это бывает, создание денег из воздуха?

Исторически сложилось, что аукцион был полезным и важным способом определения цены произведения искусства. Это не обязательно означает, что аукцион достигнуты хорошие цены, но более точно конкуренции по сравнению с другими методами и техниками для определения цены конкретного художника. На самом деле, независимые галерист, арт-дилер очень трудно установить цены на работы художника, не ссылаясь на аукционную продажу. Случается, что дилеры, представляющие художника, слишком оптимистичны по поводу его стоимости на рынке. В среду аукционе есть даже афоризм на эту тему: "этот дилер бежит впереди рынка".

И еще широкая общественность имеет предубеждение против современного искусства. Условно говоря, когда мы видим старую работу — понятно, что покупатель платит за его возраста, редкости и мастерства. И когда он акулу в формалине за 12 миллионов долларов, которые могут пойти плохо (что он собственно и сделал в какой-то момент) - его значение? За что платит потенциальный покупатель?

За идею. И это не так глупо, как это звучит. Часто эту идею написано или выражено в форме документа, сертификат — бумажка, которая позволяет определенной части искусства, чтобы играть с ним, если что-то случится. Это пример изобретательности художественный мир, который придумывает бесконечные способы монетизации идеи.

Акула, по крайней мере, статический. Как мы все знаем, современное искусство может быть растянут во времени. У меня есть любимый пример такой работы, который был показан на Венецианской Биеннале. Из хлебного мякиша слепили дети в своих естественных размерах, роспись их и положить их в песочнице. Песочница сверху покрыта сеткой внутри и запустили голубей. Ясно, что случилось с цифры через некоторое время. Спрос таких покупателей, или это просто публичное заявление художника?

Да, на мой взгляд, такая работа может быть продана, как я уже сказал, в форме свидетельства о свидетельство о праве собственности и возможности-это произведение искусства, чтобы воспроизвести. В том случае, если она воспроизводится, то это будет считаться оригинальным, а его владелец будет тот же коллектор. В свою очередь, он может продать права на произведение к другому коллекционеру.

В качестве примера можно привести работу Феликс Гонзалес-Торрес, который холмик в углу кучу конфет в количестве 798 штук. Гостей и зрителей приглашаются прийти и взять конфету и съесть ее. Собственник произведения имеет право добавить до кучи, добавить конфеты. Эта работа, по сути, существуют только на бумаге в виде идей, мы имеем больше чем десять лет назад удалось продать более четырех миллионов долларов.

В русском языке есть идиома "свободного художника", который, как правило, означает, свободен в своих поступках, но не очень состоятельный человек. Весь наш разговор сейчас о том, что художник свободен от кураторов, более или менее свободны от общественности и было бы здорово, если бы он продал довольно дорого. Чтобы точно определить свободу самовыражения художника сейчас?

Аналогичная ситуация с современных независимых музыкантов и независимых современных писателей. Каждый из них в какой-то момент оказывается в ситуации, когда нужно принять сложное решение и пойти на компромисс, если вы хотите понять, как продолжать существовать и зарабатывать на жизнь.

Некоторые современные авторы, провести что-то вроде социального заказа, отвечая на темы общественное обсуждение: терроризм, детская травма, герой, женщина, страдающая от насилия в семье, герой с физическими или психическими особенностями и так далее. Насколько художники склонны к такому публицистические?

Конечно, это все входит в работу художника, и здесь хотелось бы провести аналогию, на мой взгляд, справедливое, между арт-миром и миром книги. В том, и в другом случае огромное значение для посредников. В мире искусства, что арт-дилеров, галеристов, помогая аудитории более точно и правильно понять высказывания художника. В мире книг имеет большое значение в издательствах, которые играют важную роль посредника между писателем и читателем.

И, наконец, на обладание произведением искусства. С одной стороны, если одна или другая работа находится в частной коллекции, владелец, кажется, чтобы иметь возможность свободно распоряжаться им как и любым другим своим имуществом. С другой стороны, он принадлежит миру искусства, как бы пафосно это ни звучало. В книге вы рассказали историю про японского коллекционера, который угрожал написать в своем завещании, чтобы положить его в гроб работы импрессионистов. Есть ли какой-то механизм, который позволяет регулировать такие случаи или уничтожение шедевра-это всегда на совести владельца?

Это очень интересный юридический вопрос, но на практике этого почти никогда не происходит. Все произведения искусства стоят очень дорого. Коллекционеры часто продают свои работы или по наследству. И японский коллекционер, который грозил унести с собой в могилу картины импрессионистов, в итоге не стал: его семья уговорили, и эти вещи были унаследованы.

Хотя опасность действительно существует, в жизни это бывает очень редко. Но этот вопрос относится к мифу fantasmo, что существует на арт-рынке: о тайном коллекционер, очень богатый, который нанимает воров, чтобы украсть для него лучшая работа в музеях и галереях по всему миру. И в этом скрыта тайна от глаз коллекционер, приобретая великие произведения искусства из публичного пространства, наслаждаясь им в одиночку.

Как "Дело Томаса Крауна".

(Смеется.) Да! Но если такой человек существовал, его можно было бы считать чистейшей коллектор является своего рода пуристов от сбора, потому что он никогда не думал о перепродаже работ, и купил их чисто для себя.

Беседовала Наталья Кочеткова



Категория: Новости