Превентивный арест за отклонение от налоговой нормы. Обзор
Опубликованно 23.09.2021 03:20
Фeдeрaльнaя нaлoгoвaя службa (ФНС) рeшилa быть. Ant. заканчивать зa ту чaсть бизнeсa - в oбщeм и цeлoм, клеймящий пo всeму, нeзнaчитeльную, - кoтoрaя успeвaeт вывeсти ликвидныe aктивы пoслe нaчaлa нaлoгoвыx прoвeрoк. У кoмпaний, гдe нaлoгoвaя нaгрузкa мeньшe срeднeoтрaслeвoй, службa сoбирaeтся aрeстoвывaть aктивы eщe нa этaпe рeвизии.
Прeдстaвитeли бизнeсa и юристы встрeтили сии инициaтивы прoтивoрeчивыми oцeнкaми. Oни oпaсaются, чтo у чинoвникoв пoявится нoвый инструмeнт дaвлeния нa зaкoнoпoслушныx прeдпринимaтeлeй, и нaстaивaют нa сoздaнии эффeктивнoй систeмы сдeржeк и прoтивoвeсoв.
Зaпoздaлaя рeaкция
Сeйчaс прeпятствoвaть вывoду aктивoв изо кoмпaний, гдe пo рeзультaтaм нaлoгoвoй прoвeрки oбнaружилaсь нeдoимкa, инспeкции мoгут тoлькo пoслe вынeсeния рeшeния o дoнaчислeнии нaлoгoв. В aрсeнaлe гoсудaрствa зaпрeт нa oтчуждeниe и пeрeдaчу в зaлoг aктивoв, нaчинaя с нeдвижимoсти и трaнспoртa, a тaкжe приoстaнoвкa oпeрaций пo счeтaм в бaнкe, eсли "зaмoрoжeннoгo" имущeствa нeдoстaтoчнo на пoкрытия нeдoимки. Эти oгрaничeния кoмпaния впрaвe зaмeнить нa бaнкoвскую гaрaнтию, пoручитeльствo трeтьeгo лицa разве зaлoг цeнныx бумaг, тoргующиxся нa биржe, мoжeт тaкжe прeдoстaвить в зaлoг инoe имущeствo.
Нo дo вынeсeния решения о доначислении надзор, даже видя вывод активов, ни чер сделать с этим не может. "Существующие машины позволяют воспрепятствовать этому только после", - констатирует адвокат, старший летрадос налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Димуся Парамонов. И только когда вывод активов несомненно, можно добиваться возбуждения уголовного конъюнктура по статье 199.2 Уголовного кодекса (УК) РФ следовать сокрытие активов от взыскания, либо, в противном случае должник "свалился" в банкротство - оспаривать торговые связи и взыскивать деньги с владельцев бизнеса и других контролирующих лиц, привлекая их к субсидиарной ответственности.
Вероятность сроков
Проблема усугубляется тем, фигли сроки выездных налоговых проверок вусмерть часто выходят за рамки срока в Водан год и три месяца, который устанавливает передовица 89 Налогового кодекса (НК) РФ. Реальная срок. Ant. краткость проведения такой проверки составляет в среднем один с половиной года, оценивает партнер, руководитель практики согласно урегулированию споров с государственными органами PwC в России Раиска Алексахина.
Основные проблемы возникают получи и распишись этапе составления акта по итогам проверки, добавляет сообщник юркомпании Taxology Алексей Артюх. Держи это отводится два месяца, же, по словам Артюха, этот промежуток времени "повсеместно и серьезно нарушается". "Самоё проверка выездная обычно идет година или чуть больше, но (год) спустя этого мы можем ждать диверсия месяцами. Прямо сейчас у меня кушать кейс, по которому акт гастрольный налоговой проверки мы ждем с октября прошлого лета. Перед этим было дело, идеже мы ждали полтора года не более чем акт. У коллег есть и еще старшие просрочки в практике", - рассказывает спирт.
Но на этом процедура как и не заканчивается - налоговая инспекция готовит вердикт о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сиречь об отказе в этом.
"Налоговые инспекторы то и знай в силу объективных причин вынуждены перебивать установленные НК РФ сроки", - заступается следовать ревизоров Алексахина. Основной причиной задержек является насущность сбора, систематизации и анализа достаточно большого объема документов и информации, которые могут что касается кого тысяч, а то и десятков тысяч операций налогоплательщика по (по грибы) проверяемый период. "Работа также может обостряться необходимостью запроса и получения документов с десятков контрагентов, а также информации и сведений с иностранных юрисдикций. Плюс проведение налоговых мероприятий, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиком и иными лицами - встречи, допросы, осмотры, выемки", - говорит возлюбленная.
Кроме того, по словам Алексахиной, редко требуется прояснять сложные экономические, методологические либо технологические вопросы, исполнение) чего также может понадобиться прокладывание экспертизы. Не стоит сбрасывать со счетов и человеческие факторы, в томище числе высокий уровень загруженности инспекторов, добавляет симпатия.
Проверяемые тоже могут вести себя спустя рукава: не отвечать на требования либо опровергать формально, не предоставлять документы, невыгодный коммуницировать с инспекторами, идти по в особенности формальному пути, препятствовать проведению допросов, осмотров, выемки, экспертизе, говорит Алексахина.
В этом Артюх с ней безвыгодный согласен. Объективно налогоплательщику сложно перехватить проверку - сейчас почти вся извещение по спорным вопросам собирается налоговой лишенный чего его участия, возражает он.
Задернуть даже небольшую лазейку
Суммы потерь с вывода активов на этапе налоговых проверок, клеймящий по имеющейся информации, не безгранично велики. По данным ФНС, по (по грибы) два года налогоплательщики, по которым проводились проверки, сокрыли ликвидные авуары не менее чем на 170 млрд рублей. "Сие сумма, на которую были выведены актив должников с момента начала проверочных мероприятий. На самом деле она равнозначна потерям для всех кредиторов. Модельное нрав большинства таких должников - полный заключение активов к моменту появления возможности взыскания", - сообщили "Интерфаксу" в ФНС.
Ежегодные доход бюджета при этом составляют 20 млрд рублей, посчитали в ФНС. "Сие расчетная сумма, которую мог бы обретший бюджет, если бы возможность (следствие) активы с момента начала проверки отсутствовала", - сказали "Интерфаксу" в службе.
Ради сравнения: общая сумма налоговых поступлений в бюджетную систему по части линии ФНС за первое семестр 2021 года составила 12,8 трлн рублей, сообщал в августе руководитель службы Даниил Егоров на встрече с председателем правительства Михаилом Мишустиным. Объединение итогам года ФНС рассчитывает получай поступления в размере до 25,5 трлн рублей.
Задраить имеющуюся лазейку, хотя потери бюджета ото ее использования и относительно невелики, чиновники намерены кардинальными мерами. В июле получается известно о подготовке Минфином и ФНС законопроекта, какой разрешит налоговикам вводить обеспечительные планы уже на этапе выездных проверок. ФНС сможет ортодоксально арестовывать сначала недвижимость, затем автотранспорт, ценные бумаги и предметы дизайна служебных помещений, а в противном случае этого будет недостаточно для покрытия вероятной недоимки - другие активы, за исключением готовой продукции, сырья и материалов.
"Задерживать (блокировать) операции по счетам кончай нельзя. Нельзя будет также заметать продукцию, сырье, любые оборотные актив. Статус-кво надо будет поберечь только по недвижимости, транспорту, предметам роскоши и т.п. Подле необходимости срочной реализации конкретного актива его только и можно будет заменить", - объясняют в ФНС.
Сдернуть арест, согласно проекту, будет поди, как и сейчас, предоставлением банковской гарантии нате сумму претензий, залогом ценных бумаг или — или имущества, поручительством третьего лица. Оспаривать решения о наложении обеспечительных мер разрешено будет как в вышестоящих налоговых органах, в) такой степени и судебном порядке.
Затронуть эти распоряжения могут одного налогоплательщика из тысячи - в стране проходит рядом 6 тысяч выездных проверок в год. Данные об арестах должна будут обнародоваться в открытом реестре ФНС и вноситься в государственные реестры, для того чтоб исключить риски у контрагентов проверяемой компании.
Рискованность усмотрения
В РСПП заявили, что неблагоприятно оценивают предложения Минфина и ФНС. "Спасая в некоторой степени десятков миллиардов рублей недоимки, империя осложняет условия, повышает риски ведения бизнеса в России в целом. В результате за привлекательной для предпринимательства среды производство вынужден вести деятельность под риском внезапного ареста своего имущества, зависящего чудно от усмотрения нескольких чиновников", - заявили "Интерфаксу" в РСПП.
Дамоклесов меч применения обеспечительных мер на этапе проверки - сие новый рычаг давления на налогоплательщиков возьми налоговых комиссиях, добавляет руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев групп" Вадюша Зарипов из "Пепеляев групп". "Терроризировать выездными проверками инспекторам будет всё ещё проще. И в этом главная опасность, получай мой взгляд", - говорит Зарипов. Налоговые комиссии - сие полуофициальные мероприятия, в рамках которых инспекции сообщают налогоплательщикам о своих подозрениях в соответствии с поводу налоговых правонарушений. Иногда сии комиссии являются инструментом урегулирования возможного налогового азигота, чаще на условиях доплаты в казну.
Запрещается полностью исключить вероятность того, отчего изменения могут затронуть и добросовестные компании, соглашается Алексахина. "Что ни говори этот риск будет минимизирован, в случае если введение обеспечительных мер в ходе проверки перестаньте допустимо исключительно с одновременного разрешения вышестоящего налогового органа и ФНС. Ведь есть если ФНС будет осматривать данный процесс и фактически выступать гарантом отсутствия злоупотреблений со стороны налоговых органов", - полагает возлюбленная. Такой механизм законопроект предусматривает.
В целом а, по словам Алексахиной, идея Минфина и ФНС "полно понятна и оправдана". "Понятно, будто предлагаемый подход направлен на борьбу, в первую череда, с недобросовестными налогоплательщиками, применяющими агрессивные схемы числом уходу от налогообложения, а также получай борьбу с незаконным выводом денежных средств с РФ", - говорит она.
Соответственно мнению доцента кафедры коммерческого карт-бланш и процесса Российской школы частного власть Рустема Мифтахутдинова, предлагаемое ФНС заключение будет демотивировать бенефициаров к выводу активов, как будто предупредит банкротство и причинение ущерба во всем кредиторам. Он подчеркивает, что начинание службы близка к предложению вернуть в российское право так называемый "арестный залог" (наведение залогового статуса активам, на которые обеспечительные планы наложены до инициирования процедуры банкротства; поправки в закономерность о банкротстве находятся в Госдуме - ИФ) и дать начало его таким образом в этой сфере к общемировым практикам.
"Одним с ключевых доводов в пользу возвращения арестного залога в целом чтобы всех кредиторов является возможность сохранения актива, в часть числе для всех последующих кредиторов. Оный же аргумент можно использовать и в пользу обеспечительных мер в ходе выездных налоговых проверок, тем сильнее что они позволят выявить финансовые невзгоды на еще более ранней стадии финансовых проблем, часа) активов у должника как правило будет", - говорит Мифтахутдинов.
Он признает, что-то у обычных кредиторов будет больше сложностей: им нужно склифосовский больше внимания уделать своим контрагентам. "Только, с другой стороны, в долгосрочной перспективе [новая житейское море] будет способствовать повышению уровня доверия контрагентов корешок к другу и снижению рисков неплатежеспособности", - считает Мифтахутдинов.
Злоба дня и ответ о соразмерности
Противники новации будто о том, что реализация идеи Минфина и ФНС нарушит равновесие частных и публичных интересов. "Обеспечительные мероприятия до вынесения решения по результатам налоговой проверки приводят к тому, подобно как налогоплательщик лишается права распоряжаться собственным имуществом, умереть и не встать-первых, без вины, во-вторых - в размере, никак не обоснованном в ходе налогового контроля", - говорит Парамонов с Bryan Cave Leighton Paisner (Russia).
"В обскурация проведения проверки охраняемого законом интереса без затей нет - он никак не оформлен и безграмотный выражен", - добавляет Артюх. Вдоль его словам, просто у государства уплетать гипотеза, что его право нате получение налогов нарушено, и государство эту гипотезу проверяет.
С практической точки зрения эксперты обращают сосредоточенн на то, что на этапе проверки кредит налоговых претензий неясна, а потому прямо-таки невозможно оценить соразмерность обеспечительных мер. "Накладывается приятный на миллиард, а потенциальная недоимка - леодр. Несоразмерно? Да! Но этого ни одна собака не знает, потому что вторая число неизвестна, как минимум до акта проверки", - говорит Артюх.
ФНС а настаивает, что добросовестный бизнес безграмотный пострадает, так как по проекту обеспечительные распоряжения на этапе проверки возможны токмо при определенных условиях. Во-первых, примем, если налоговая нагрузка у проверяемого лица значительно меньше, чем у "соседей по отрасли", вот-вторых, только в пределах суммы разрыва посерединке уплаченной суммой налогов и суммой налогов близ средней по отрасли нагрузкой, сообщили "Интерфаксу" в ФНС.
"Положим, в определенной сфере нагрузка составляет 100 млн рублей в година, а у проверяемого налогоплательщика - 10 млн рублей, - объясняет руководящий юрисконсульт юридического департамента Газпромбанка, консульт Исследовательского центра частного права им С.С.Алексеева близ президенте РФ Айнур Шайдуллин. - Вероятно, есть большая вероятность, что дьявол недоплачивает, и возможно, даже не девяносто, а с лишним, например, 150 млн, так сиречь расчет берется по среднему показателю после отрасли. Однако, тем не в меньшей степени, обеспечительные меры в такой ситуации могут налагаться только лишь на девяносто". Если среднеотраслевая налоговая работа рассчитана правильно, то, по словам Шайдуллина, быть, с большой вероятностью, аномальная ситуация, эпизодически предприятие платит в 10 раз поменьше конкурентов. Но Шайдуллин особо обращает забота, что должна появиться корректная методика расчета среднеотраслевой налоговой нагрузки.
Держи корню не отвергает идею чиновников и Зарипов изо "Пепеляев групп". Но, по его мнению, ее исполнение возможна только при условии создания "эффективной системы сдержек и противовесов". Симпатия не исключает, что можно в законе предуказать, что налогоплательщику должна объявляться совокупность и основания подозрений в самом начале проверки, скажем, в решении о ее назначении. "У налоговых органов невыгодный должно быть стремления доначислить неважный (=маловажный) меньше, чем было арестовано имущества", - добавляет Зарипов.
Вне того, если идея Минфина и ФНС горазд законом, то, по мнению Зарипова, нуждаться отменять статью 199.2 УК РФ о наказании следовать сокрытие активов. Также необходимы дополнительные законодательные гарантии возмещения вреда в случае избыточных мер.
Категория: Новости